Понедельник, 25.09.2017, 03:47

Методическое объединение учителей иностранного языка ГБОУ Центра Образования №825

Категории раздела
Visitors

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Лаборатория мультимедийных проектов по иностранному языку, Кудрявцева Е.А.
     Если задаться вопросом: «Какие трудности испытывает выпускник школы при обучении в высшей школе?» – многие отметят недостаточно развитые умения и навыки отстаивать свою точку зрения, аргументировано отвечать на вопросы, выступать с презентацией своего проекта, делать оценки прослушанного доклада и т. д. Указанные умения носят универсальный характер, т. к. они широко используются в различных сферах жизни. Нас же будут интересовать преимущественно только те способности учащихся, которые развиваются непосредственно в процессе обучения иностранному языку. Учащиеся «на выходе» из школ испытывают огромные трудности в понимании аутентичной речи на слух, чтении и осмыслении текста, говорении, умении писать эссе на свободную тему, подводить итоги, выступать с докладами на иностранном языке.
     Как же можно исправить сложившуюся ситуацию? Наблюдаемая в настоящее время широкая информатизация образовательного процесса способна решить многие проблемы современного образования. В связи с тем, что в условиях информационного бума компьютеризация проникает во все сферы деятельности современного человека, особенного молодого, естественно, что учащиеся живо интересуются информационными технологиями в образовательной сфере. Поэтому одним из возможных путей решения вышеуказанных проблем, на наш взгляд, может быть широкое использование современных компьютерных технологий, обладающих значительными возможностями представления информации с помощью средств мультимедиа. Информационные технологии содержат ряд положительных моментов [1], существенно изменяющих процесс обучения, в том числе, и процесс обучения иностранному языку. 
   Учащимся предоставляется возможность самостоятельно искать необходимые знания, анализировать полученную информацию, составлять план своей работы, выступать с проектами. Таким образом, учащиеся становятся активным участником учебного процесса. Однако для успешного использования мультимедийных технологий в обучении, современный преподаватель должен быть человеком творческим, идущим в ногу со временем, активно проявляющим интерес к новым достижениям в своей области. Но на этом пути преподавателя ожидают некоторые трудности.
В связи с появлением множества мультимедийных средств обучения возникает трудность в освоении информационных технологий преподавателем и дальнейшем их использовании в учебном процессе. Как создать необходимый мультимедийный продукт? Какие мультимедийные продукты использовать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка? В настоящее время на эти вопросы не найдено однозначных ответов.
    Тем не менее, на наш взгляд, одним из выходов из сложившейся ситуации может быть применение в обучении наиболее простых, доступных в управлении и эффективных мультимедийных средств. К ним можно отнести многофункциональную программу MS Power Point, предназначенную для создания и проведения мультимедийных презентаций.
     Отличительными особенностями мультимедийной презентации являются:
  • доступность (Power Point входит в пакет программ Microsoft Office);
  • простота (учащиеся обучаются работе с этой программой, начиная с 7 класса);
  • наглядность (эффективная визуализация учебного материала);
  • интерактивность (внутренняя активность учащегося, запланированная самим содержанием учебных программ, не требующая внешнего руководства со с стороны учителя;
  • мультимедийность (сочетание в одной учебной программе всех доступных форм представления информации, звука, цвета, анимации и гиперссылок).
     Во многом благодаря мультимедийности, т. е. возможности работать с различными формами представления информации, учащиеся смогут заметно улучшить умения и навыки говорения, чтения и аудирования. Кроме того, выступления с собственными докладами (теперь в виде мультимедийных презентаций), их защита, оценочная деятельность позволят воспитать у учащихся и универсальные навыки.
     Для организации подобной деятельности предлагается идея лаборатории мультимедийных проектов (ЛМП). Под этим термином мы подразумеваем такую форму организации учебного процесса, при которой учащиеся, используя возможности мультимедийных технологий, занимаются разработкой мультимедийных проектов. Основная цель лаборатории заключается в развитии творческого потенциала учащихся. Рассмотрим, какие задачи решаются в рамках ЛМП. Условно эти задачи можно разделить на две категории: воспитательные и образовательные задачи. К образовательным задачам ЛМП относятся: развитие умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательных и творческих навыков учащихся, совершенствование навыков чтения, говорения, аудирования, навыков работы с англоязычными фильмами, видеороликами и т. д., составление индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося, понимание межпредметных связей (МПС). Отметим также воспитательные задачи ЛМП: воспитание личностных качеств обучаемых, например, уверенности при ответе, умения отстаивать свою позицию и др., развитие умения представлять и защищать свой проект, развитие умения анализировать и подводить итоги, увеличение интереса к учебному процессу, развитие коллективной деятельности.
     Кратко перечислим основные этапы работы над мультимедийным проектом в ЛМП. Условно эти этапы можно разделить на:
1. Подготовительный этап
  • Повторение (или знакомство) с основами работы в компьютерной среде (программе Power Point).
  • Выбор темы проекта (по результатам анкетирования учащихся).
  • Постановка проблемы.
  • Поиск текстового материала и подбор иллюстративного ряда, аудио- и видеофайлов, анимированных изображений и др. Обе поисковые деятельности могут осуществляться параллельно.
  • Консультация учащихся с преподавателем по возникшим трудностям.
  • Составление планов работы.
2. Репродуктивный этап
  • Размещение материалов в компьютерной среде.
  • Проверка преподавателем качества выполненных компьютерных презентаций.
  • Подготовка учащихся к проекту.
  • Составление программы выступления.
  • Подготовка к работе экспертной комиссии.
  • Защита проектов.
3. Заключительный этап
  • Подведение итогов.
  • Рецензирование проектов.
  • Отчеты о проделанной работе (с возможностью размещения на web-сайте).
     Таким образом, если учащиеся справятся с работой над проектом, можно надеяться, что к взрослой жизни они будут более подготовлены: сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать в коллективе и др.
      В заключение расскажем о дистанционном курсе «The wonders of our world», который в будущем может стать своеобразным полигоном, отправной точкой для проведения проектной деятельности в старшей школе. Курс разрабатывается в рамках проекта «Лаборатория дистанционного повышения квалификации педагогов» МИОО [2]. По тематике курс охватывает некоторые актуальные проблемы современности, он ориентирован на раскрытие многогранных связей различных областей знания. Курс «The wonders of our world» направлен также на отработку как лексических, так и грамматических навыков, а также способствует развитию творческого мышления, умению работать с ИКТ.
    Отметим, что в статье были затронуты вопросы преподавания иностранного языка. Однако большинство из приведенных положений в одинаковой степени касаются изучения других учебных дисциплин. Поэтому сделанные выводы носят, на наш взгляд, системный характер.
Подводя итоги, можно сказать, что лаборатория мультимедийных проектов открывает широкие перспективы использования информационных технологий в обучении и станет, на наш взгляд, важной частью современного образования.
Список литературы
1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. – M., Школа-Пресс. – 1994.
2. http://learning.9151394.ru/
Категория: Мои статьи | Добавил: Helen (28.03.2010)
Просмотров: 1113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: