Понедельник, 25.09.2017, 03:46

Методическое объединение учителей иностранного языка ГБОУ Центра Образования №825

Категории раздела
Visitors

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Учебные мультимедийные проекты по иностранному языку на старшей ступени обучения
     Для успешного использования компьютерных технологий в обучении, современный учитель должен быть человеком творческим, идущим в ногу со временем, активно проявляющим интерес к современным педагогическим технологиям. К ним можно отнести:
  • обучение в сотрудничестве;
  • проектную деятельность;
  • дистанционное обучение;
  • использование ИКТ в учебном процессе.
Эти и другие педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня знания, склонностей и т. д.
     Расскажем подробнее о проектной деятельности учащихся на старшей ступени обучения. В ее основе лежит метод учебных проектов [2], предложенный американским философом и педагогом Дж. Дьюи в первой половине XX в. Суть этого метода — в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем. Этот метод основан на интеграции знаний из различных предметных областей, и предполагает проведение творческих исследований. Преподавателю в рамках проекта отводится роль «анализатора» идей, координатора, эксперта, консультанта.
     Метод учебных проектов направлен на развитие творческого мышления, познавательных навыков учащихся, их умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве.
    В огромной массе научной и методической литературы можно найти различные варианты типологизации проектов. Наиболее полной классификацией проектов, используемой в современной отечественной методике, представляется нам классификация, предложенная Е.С. Полат [3]. Согласно Полат можно выделить следующие группы проектов:
  • По методу, доминирующему в проекте, — исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.
  • По характеру контактов — внутренние (региональные), международные.
  • По количеству участников — личностные, парные, групповые.
  • По продолжительности во времени — краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
     Остановимся на характеристике информационных проектов. Этот тип проекта первоначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; знакомстве участников проекта с этой информацией, ее анализе и обобщении фактов. Информационные проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над ними.
    В рамках информационного проекта можно выделить учебный мультимедийный проект. Под этим термином мы понимаем такую разновидность информационного проекта, в котором учащиеся широко используют мультимедийные средства обучения на всех этапах подготовки проекта. К мультимедийным средствам обучения относят средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов.
    Однако на пути реализации учебных мультимедийных проектов учителя и учащихся ожидают некоторые трудности. В связи с широкой информатизацией образовательного процесса и появлением множества мультимедийных средств обучения возникает трудность, как в выборе, так и в использовании информационных технологий учителем и учащимися в учебном процессе.
    Одним из выходов из сложившейся ситуации может быть применение в образовательном процессе наиболее простых, доступных и эффективных мультимедийных средств обучения. К ним можно отнести, например, многофункциональную программу MS Power Point для создания и проведения мультимедийных презентаций.
    Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
    Отличительными особенностями мультимедийной презентации являются:
  • доступность (MS Power Point входит в пакет программ Microsoft Office);
  • простота (учащихся обучают работе с этой программой, начиная с 7 класса);
  • наглядность (эффективная визуализация учебного материала);
  • интерактивность (внутренняя активность учащегося, запланированная содержанием учебных программ и не требующая внешнего руководства со с стороны учителя);
  • мультимедийность (сочетание в одной учебной программе всех имеющихся на сегодня форм представления информации).
     Во многом благодаря мультимедийности, т. е. возможности работать с различными формами представления информации, учащиеся смогут заметно улучшить умения и навыки говорения, чтения, письма и аудирования на уроках иностранного языка. Кроме того, выступления с докладами (теперь в виде мультимедийных презентаций), их защита, оценочная деятельность позволят воспитать у учащихся и универсальные навыки.
    Для организации подобной деятельности предлагается концепция лаборатории мультимедийных проектов (ЛМП). Под этим термином подразумевается такая форма организации учебного процесса, при которой учащиеся, используя возможности мультимедийных технологий, занимаются разработкой учебных мультимедийных проектов. Основная цель лаборатории заключается в развитии творческого потенциала учащихся. Рассмотрим, какие задачи решаются в рамках ЛМП.
    Условно их можно разделить на две категории: образовательные и воспитательные задачи.
    Образовательные задачи ЛМП
  • развитие умений учащихся ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитие умений учащихся самостоятельно конструировать знания;
  • развитие познавательных и творческих навыков учащихся;
  • совершенствование навыков чтения, письма, говорения, аудирования, навыков работы с аутентичными видеофрагментами и т. д.;
  • составление индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося;
  • сознательное восприятие межпредметных связей (МПС).
Воспитательные задачи ЛМП
  • воспитание личностных качеств учащихся, например, уверенности при ответе, умения ставить проблему, отстаивать свою точку зрения, представлять и защищать проект, анализировать и подводить итоги;
  • повышение интереса учащихся к учебному процессу;
  • развитие навыков коллективной деятельности учащихся.
     В ходе работы над учебным мультимедийным проектом роли учителя и учащихся претерпевают изменения. Учитель перестает быть авторитарным и единственным источником знания и становится координатором и помощником учащихся в образовательном процессе. В свою очередь, учащимся предоставляется возможность самостоятельно искать необходимые знания, анализировать полученную информацию, составлять план своей работы, выступать с проектами.
    Итак, учитель может выступать в роли:
  • наставника;
  • консультанта;
  • помощника;
  • «анализатора» идей;
  • педагога-исследователя.
     При этом учащийся может играть роль:
  • исследователя;
  • разработчика;
  • консультанта;
  • члена экспертной комиссии.
Схема     Рассмотрим основные этапы работы над учебным мультимедийным проектом в рамках ЛМП.
Подготовительный этап
  • Выбор темы проекта (по результатам анкетирования учащихся).
  • Постановка проблемы исследования.
  • Составление планов работы.
  • Поиск текстового материала, подбор иллюстративного ряда, аудио- и видеофайлов, анимированных изображений и др. Обе поисковые деятельности могут осуществляться учащимися параллельно.
  • Консультация учащихся с учителем по возникающим вопросам.
Репродуктивный этап
  • Повторение основ работы в компьютерной среде (программе MS Power Point).
  • Создание компьютерных презентаций.
  • Редактирование учителем компьютерных презентаций.
  • Подготовка учащихся к защите проекта.
  • Составление программы выступления.
  • Формирование экспертной комиссии.
Заключительный этап
  • Защита проектов.
  • Обсуждение проектов членами экспертной комиссии.
  • Подведение итогов.
  • Составление отчетов о проделанной работе (с размещением их в школьной стенгазете, на веб-странице школы или учителя).
    Итак, лаборатория мультимедийных проектов решает ряд важнейших образовательных и воспитательных задач, что позволяет считать ее одной из современных педагогических технологий. Несомненно, творческая деятельность учащихся в рамках ЛМП сделает процесс обучения иностранному языку более занимательным, соответствующим их возрастным и интеллектуальным способностям.
    Важно отметить, что работа над созданием учебных мультимедийных проектов в рамках ЛМП осуществляется во внеурочное время, т. е. ЛМП — внеклассная деятельность учащихся.
    При разработке концепции ЛМП у учителя иностранного языка естественно возникнет вопрос о тематике учебных мультимедийных проектов. Из огромного потока информации достаточно сложно вычленить необходимый материал, с тем чтобы использовать его в учебных целях. В качестве «полигона», тематической основы для создания учебных мультимедийных проектов предлагается интерактивный курс «The Wonders of our World». Курс разработан в рамках проекта «Лаборатория дистанционного повышения квалификации педагогов» МИОО [4] в образовательной среде MOODLE. По тематике он охватывает некоторые актуальные проблемы современности и ориентирован на раскрытие межпредметных связей, отработку лексических, грамматических навыков, развитие творческого мышления учащихся, их умения работать с мультимедийными технологиями.
    Цель курса — обучить учащихся создавать и защищать учебные мультимедийные проекты по изучаемой тематике.
    Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и рассчитан на 66 учебных часов (4 учебных часа входят в резерв) и состоит из 3 тематических разделов (модулей). Обучение по курсу проходит по триместрам. Количество тем в каждом модуле вариативно. При одном часе занятий в неделю курс будет длиться 33 часа в 10-м классе и 33 часа — в 11-м. При двух часах занятий в неделю курс может быть пройден за один учебный год в 10-м или 11-м классе.
Фрагмент курса     На рисунке представлен фрагмент интерактивного курса «The Wonders of our World», позволяющий получить представление о его структуре и содержании. Каждая тема модуля, как правило, начинается с лекции или HTML-страницы, где учащиеся изучают новый материал. Для закрепления пройденного материала используются тест или дискуссия. Некоторые лекции выполнены в интерактивном виде, с использованием аутентичных флеш-роликов, в которых популярно рассказывается о различных сферах человеческой жизни. Затем учащиеся выполняют задания в среде MOODLE, в том числе и задания типа ЕГЭ по иностранному языку. В конце каждого модуля учащиеся должны подготовить итоговое творческое задание или учебный мультимедийный проект. На последнем занятии курса проводится итоговое обобщающее занятие.
     Контроль результатов обучения и оценка приобретенных учащимися умений проводится при выполнении ими как текущих заданий курса, так и итоговых заданий каждого тематического раздела. Особенности среды MOODLE позволяют преподавателю следить за текущей успеваемостью каждого учащегося. Оценка приобретенных знаний также осуществляется самими учащимися путем самооценки и самоконтроля.
Упражнение на соответствие     Рассмотрим процесс создания учебного мультимедийного проекта по иностранному языку на конкретном примере. Для этого необходимо раскрыть содержание каждого этапа подготовки проекта. Основная цель подготовительного этапа — выбор темы будущего проекта. Как уже говорилось, каждый урок модуля курса «The Wonders of our World» является потенциальной темой будущего проекта. Например, по результатам анкетирования была определена следующая тема: «Natural wonders of the world». В зависимости от темы проекта учитель, используя материалы урока модуля (например, module 2, № 16), повторяет с учащимися пройденные лексические единицы. Для этого можно выполнить упражнение на установление соответствий выражений их значениям.
     Для проекта важно сформулировать проблему исследования, над творческим решением которой будут работать учащиеся. Применительно к выбранной теме проблемы могут быть следующие:
  • «Why don’t we wonder while looking around us?»;
  • «How to protect our fragile nature?»;
  • «Is it important to be closer to nature?»;
  • «What natural objects can be considered as wonders?».
План проекта    Следующий шаг — составление планов работы. Эта деятельность отнимает немало учебного времени, но от грамотно составленного плана зависят успех, сроки выполнения и защиты учебного мультимедийного проекта. В составлении планов ведущую роль играют учащиеся. При этом учитель должен объективно рассмотреть каждый план работы, отметить те моменты, которые, по его мнению, нужно дополнить, исправить, исключить, сократить, принять решение об одобрении (или не одобрении) плана. Таким образом, учитель редактирует и утверждает план работы каждого учащегося или творческого коллектива.
 
     Далее учащиеся осуществляют поиск текстового материала и подбирают иллюстративный ряд, аудио- и видеофрагменты, анимированные изображения согласно теме исследования. Эту поисковую деятельность должен контролировать учитель, который может посоветовать учащимся использовать тот или иной источник информации, поделиться своим мнением по содержанию найденного материала, дать ценные указания по доработке материала, помочь в поиске труднодоступной информации.
    Итак, на подготовительном этапе учитель вместе с учащимися определяет тему проекта и ставит проблему исследования. В функции учителя входят также критический анализ составленных планов работы, консультация учащихся по подбору материалов.
    Цель репродуктивного этапа — создание учебных мультимедийных проектов. Сначала учитель повторяет с учащимися основы работы в программе MS Power Point. Этот шаг является необязательным, т. к. учащихся начиная с 7 класса обучают работе с этой программой. Первый важный шаг на этом этапе связан с размещением материалов в компьютерной среде и созданием компьютерной презентации. Эта работа полностью выполняется учащимися. По ее окончании учитель редактирует компьютерные презентации, предлагает конкретные пути их улучшения: дает советы по исправлению, доработке, сокращению, переработке. По замечаниям учителя учащиеся дорабатывают компьютерные презентации, которые затем снова попадают на строгий суд учителя.
Карта     Например, учащиеся работают над пунктом № 5 плана проекта, согласно которому им требуется составить карту семи чудес природы в программе Power Point. Учащиеся разместили изображения этих объектов на географической карте мира. Однако учащиеся не подписали объекты и не указали их местоположение. На эти упущения обратил внимание учитель при редактировании карты, и в результате доработки учащимися она приобрела следующий вид.
    Затем учащиеся приступают к наиболее ответственному шагу — подготовке к защите проекта. При этом они могут репетировать свои выступления и вместе с учителем работать над их совершенствованием.
    После того как учащиеся готовы к защите проектов учитель составляет программу выступлений, руководствуясь тематикой проектов. Близкие по теме проекты целесообразно поставить в одной части программы. Количество выступлений и их продолжительность определяет учитель.
    Программу выступлений учитель передает членам экспертной комиссии, в формировании состава которой он принимает непосредственное участие. В комиссию могут входить только учащиеся других классов, что позволяет развивать их умения анализировать и подводить итоги, коллективно обсуждать проекты, приходить к единой точке зрения. Количество членов комиссии не должно превышать 5-6 человек; учащимся предоставляется право выбора председателя экспертной комиссии.
    На заключительном этапе проводится защита учебных мультимедийных проектов. В этой работе активное участие принимает экспертная комиссия, в задачи которой входят: оценивание каждого выступления, обсуждение с докладчиками спорных моментов, составление объективного заключения. В завершение всех выступлений председатель экспертной комиссии подводит итоги. При этом учитель также может высказать свою точку зрения по тому или иному проекту.
    Таким образом, работа над проектом способствует вовлечению учащихся в атмосферу иностранного языка, т. к. все предложения, замечания, реплики воспроизводятся только на иностранном языке, т. е. параллельно развиваются умения не только монологической, но и диалогической речи.
    Последний шаг — составление отчетов о проделанной работе. Подобные отчеты позволяют учащимся объективно оценить свою работу над проектом на каждом этапе его подготовки, т. е. провести рефлексию своей творческой деятельности.
    Ясно, что регламентировать количество учебного времени на воплощение учебного мультимедийного проекта весьма затруднительно. Каждый проект по-своему уникален и требует от учащихся проявления творческих и познавательных способностей. Но учитель может предложить разумные сроки выполнения того или иного этапа в зависимости от индивидуальных способностей учащихся, степени готовности материала, необходимости его доработки или переработки и т. д.
    Таким образом, работа над созданием проекта способствует не только развитию творческих способностей учащихся, но и обеспечивает индивидуализацию обучения.
 
Список литературы
1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — M.: Школа-Пресс, 1994.
2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе — №№ 2, 3. — 2000.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — С. 71-81.
4. http://learning.9151394.ru/ (сайт «Лаборатория дистанционного повышения квалификации педагогов»).
Категория: Мои статьи | Добавил: Helen (28.03.2010)
Просмотров: 6212 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: